УЧЕНИЕ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Отрывок из книги Павла Глобы «Живой огонь»

В соответствии с зороастрийским учением, мир представляет собой единое целое. Отсюда следует, что выделяемые людьми различные «царства природы» (космос, земля, океан, растения, животные, человек и т.д.) — все это лишь различные проявления целостного мироздания. Поэтому изучить какую-то одну грань мира невозможно без знания основополагающих принципов мироустройства в целом.

 

К осознанию целостности мира, всеобщей взаимосвязи всех его частей сейчас приходит и современная наука. Еще до недавнего времени ученым казалось, что, изучая все более мелкие составные части материи: молекулы, атомы, элементарные частицы, — можно лучше понять мир в целом. Господствовало представление, что часть информативнее целого и, следовательно, зная особенности всех частей, всегда можно выстроить целостную картину. Соответственно развивалось множество наук, каждая из которых изучала свой «сектор» мироздания и с течением времени дробилась на несколько меньших научных дисциплин, исследовавших еще более мелкие части изучаемого предмета. Но на определенном этапе развития науки выяснилось, что представление о доминанте частного над целым верно далеко не всегда. Так, например, из свойств электронов и образующих ядра атомов протонов вовсе не следуют все свойства атома в целом («запрет Паули»).

 

В квантовой физике для описания различных объектов (от элементарных частиц до сложных систем) используется так называемая волновая функция, или пси-функция. Так вот, выяснилось, что волновая функция системы в целом всегда гораздо лучше описывает свойства этой системы, чем совокупность волновых функций ее отдельных частей. То есть, по большому счету, нельзя говорить о том, что какая-то система состоит из составных частей. При образовании любой системы возникает новое качество, не следующее из свойств составляющих ее элементов. Итак, чтобы понять мир, следует пытаться изучать его в целом или, говоря языком квантовой физики, нужно построить волновую функцию всего мира.

 

Многие ведущие физики сейчас склоняются к тому, что каждую элементарную частицу можно рассматривать как состоящую из всех остальных элементарных частиц Вселенной. То есть свойства любой частицы определяются свойствами всех остальных частиц. Следовательно, если мы вдруг удалим из мира одну частицу, то это приведет к изменению свойств всех оставшихся частиц. Таким образом, целое оказывается реальнее части. Изучая целое, можно понять и составляющие его части.

 

Это же положение относится и к живой природе: целый организм — это более чем математическая сумма составляющих его клеток, его свойства как целого совершенно не объясняются свойствами отдельных органов и систем. Единственная область, где знание отдельных частей практически всегда обеспечивает понимание целого, — это техника, созданная человеком: от простейших механизмов до сложнейших компьютеров и физических установок. Но даже в технике при достаточном уровне сложности возникают непредсказуемые и часто необъяснимые эффекты. Не случайно в последнее время заговорили о необходимости синтеза наук, о том, что наиболее крупные открытия делаются на стыке наук, прослеживается определенное стремление создать единую теорию мира.

Особенно это характерно для тоталитарных режимов: при каждом повороте в своей внутренней или внешней политике они могут провозглашать Добром то, что вчера считали Злом, и Злом то, что раньше полагали Добром. При этом часто Добром объявляется то, что выгодно, удобно, понятно большинству народа или, как вариант, наиболее передовой его части, а в действительности — самому режиму.

 

Во всех этих случаях происходит подмена понятий. Конечно же, субъективные восприятия Добра и Зла существуют и для отдельных людей в разные временные периоды их жизни и в конкретных ситуациях могут быть очень различны. Так, ученик, получающий двойку за невыученный урок, считает учителя воплощением Зла; убийца, преследуемый полицейским, думает, что убегает от служителя Зла. И то и другое — реальность, с которой стоит считаться. Но столь же реально существуют также Добро и Зло для мира в целом, а значит, и для всех людей, для каждого в отдельности. Каждый человек своими конкретными поступками может изменять соотношение Добра и Зла, независимо от того, знает он об этом либо не знает.

 

Зороастризм наиболее последовательно решает рассматриваемый нами вопрос в пользу абсолютности Добра и Зла. Добро и Зло — это изначальные принципы строения нашего мира, причем они находятся в постоянной борьбе между собой, и их борьба с неминуемой конечной победой Добра и уничтожением Зла составляет основное содержание эволюции нашей Вселенной.

 

С проблемой Добра и Зла тесно связан вопрос о свободе воли, свободе выбора человека. В зороастризме понятию свободы воли уделяется огромное внимание. Считается, что каждый человек практически в любой момент времени свободен в выборе и прежде всего в выборе между Добром и Злом. Не отрицается, впрочем, наличие периодов жесткого рока, фатума, когда от человека ничего не зависит, но существование таких моментов определяется выбором человека, сделанным в прошлом. Об этих периодах в Авесте говорится: «Когда предопределение вступает в силу, то с ним невозможно спорить, так как трусливый тогда становится храбрецом, храбрый проявляет малодушие, усердный становится ленивым, а лентяй старательно действует».

 

Никто не вправе осудить человека за сделанный выбор. Об этом же говорил Иисус Христос «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лук. 6, 37). Но, делая выбор, человек всегда должен помнить об обязанности несения ответственности за этот выбор в будущем. Случайностей в мире не существует. Все происходящее является следствием прошлого и, в свою очередь, определяет будущее. Когда мы говорим о случайности, мы просто не знаем всех причин данного события. Но это не значит, что все однозначно предопределено еще при создании нашего мира. Существование свободы выбора позволяет выбрать один из многих возможных вариантов развития событий, но когда выбор сделан, выбранная программа начинает действовать.

 

Свобода выбора и существование Зла прямо взаимосвязаны. Если есть свобода — может быть Зло, если нет свободы — не может быть Зла, так как истинная свобода выбора однозначно подразумевает возможность неправильного выбора, который противоречит законам изначального целостного мира. Будет ли Зло в действительности, зависит от всех сущностей, имеющих право выбора.

 

Во многих учениях и даже в широко распространенных религиях (в частности, в некоторых направлениях христианства и особенно ислама) утверждается, что все происходящее в мире — от Бога и по воле Бога. А значит, Бог управляет всем сущим, в том числе всеми поступками и даже помыслами людей. Отсюда следует жесткое предопределение существования мира, так как ничто не может нарушить воли Бога. То есть люди в этом случае лишены какой бы то ни было свободы выбора, хотя иллюзия такой свободы им дана. Даны им также и заповеди, говорящие о том, как поступать, и о том, чего делать нельзя. Но людям только кажется, что они следуют или не следуют этим заповедям, выбирая самостоятельно свой путь. На самом деле люди — марионетки в руках Бога. Это очевидное логическое противоречие последователи данных религий объясняют тем, что Бога нельзя понять разумом, и надо просто верить и не рассуждать. То есть свобода выбора в данном случае есть только у Бога, и он может в принципе по своему произволу менять как законы этого мира вообще, так и понятия о Добре и Зле в частности. Таким образом, так как очевидно, что Зло в нашем мире все-таки существует, следовательно, функция источника Зла переносится в этом случае на Бога.

 

Все это совершенно неприемлемо для зороастрийцев. Бог — это источник Добра и не имеет ничего общего со Злом, так как Добро противостоит Злу. Не случайно зороастризм называют иногда «доброй религией».

 

Естественно, возникает вопрос о том, какова же истинная сущность Зла, откуда и когда оно пришло в наш мир (или, может быть, существовало изначально?). Для ответа на этот вопрос обратимся к зороастрийским мифам. В соответствии с ними наша Вселенная была создана несколько миллиардов лет назад (кстати, этот возраст Вселенной достаточно хорошо согласуется с современными научными представлениями, особенно с гипотезой «большого взрыва»). Создатель нашей Вселенной Ахура-Мазда (другие варианты написания — Хормазд, Ормузд, что переводится как Божественная мудрость) создал сначала весь мир в невоплощенном виде, в виде идеи (невоплощенный, идеальный мир носит название Меног). Это происходило в первую эру мира — эру творения (в Авесте — Артезишн). Понятно, что при этом все творения, будучи идеальными и невоплощенными, не имели никакого права выбора. Но потенциальная возможность свободы выбора для всех творений (в большей или меньшей степени) существовала с самого начала, была заложена в основу мира, а, следовательно, существовала и принципиальная возможность появления Зла. Пока реального выбора не было, в мире не было и реального Зла. Зло возникло тогда, когда по воле Ахура-Мазды начался процесс перехода мира из идеального, невоплощенного состояния в проявленное, воплощенное состояние (мир воплощенный, созданный в физическом теле, проявленный называется Гетиг). И проявилось Зло в нашем мире именно вследствие неправильного использования реального права выбора. Тогда дух Зла Ангра-Майнью (другие варианты написания — Ахриман, Ариман) вторгся в мир и начал его разрушение. Именно поэтому наступившая при переходе мира в воплощенное состояние вторая эра называется эрой смешения Добра и Зла (в Авесте — Гумезишн). Эта эра продолжается до сих пор, но в настоящее время подходит к концу. В соответствии с Авестой, между Создателем Ахура-Маздой и разрушителем Ангра-Майнью в принципе не может быть мира и согласия, так как «можно изменить все, кроме доброй и злой природы, и никаким путем добрая природа не может измениться в злую, а злая природа не станет добродетелью». Ни одна более поздняя религия мира не поднимала Бога на такую высоту, освобождая его полностью от всякого Зла, как зороастризм, считающий, что «Ахура-Мазда вследствие доброй природы не утверждает зла и лжи, а Ангра-Майнью вследствие дурной природы не согласен с добродетелью и истиной».

 

Чтобы лучше понять, что собой представляет Зло, каково соотношение Добра и Зла, рассмотрим человека, организм которого разрушается вирусной инфекцией, например, гриппом. Человек — это Вселенная, представляющая собой тело Ахура-Мазды, а болезнь — это Зло, разрушитель Ангра-Майнью. Естественно, применение любой аналогии имеет ряд недостатков, но кое-какие выводы мы все-таки можем сделать. Прежде всего можно проследить характер взаимоотношений Добра и Зла, их коренные отличия друг от друга.

 

Во-первых, Добро может существовать без Зла (здоровый человек вполне может жить, и жить очень хорошо), а Зло без Добра — не может (вирус без человека или без пораженного болезнью органа тут же умирает). Во-вторых, Зло в отличие от Добра никогда ничего не создает и не может создать, оно не только не является творческим началом, но и паразитирует на здоровом организме, живет за его счет, разрушая его. В-третьих, Зло гораздо проще по своей природе, чем Добро (вирус примитивен по сравнению с человеком), но именно поэтому борьба с ним очень трудна вследствие его изменчивости и приспособляемости (борьба с гриппом пока еще ни к чему не привела, несмотря на все успехи науки). Даже в технике наиболее надежны, устойчивы к внешним воздействиям самые простые механизмы и устройства, а сложные системы гораздо более уязвимы, гораздо чаще ломаются. В-четвертых, Добро и Зло — ни в коем случае не равновеликие понятия и даже несравнимые (понятия одного порядка — это здоровье и болезнь, а не человек и болезнь). В зороастризме духу Зла, Ангра-Майнью, противостоит не Ахура-Мазда, а дух Добра Спента-Майнью, как выбор в сторону света. То есть духу разрушения, противопоставления части целому противостоит дух соединения, дух сохранения гармонии мира. Наконец, в-пятых, нельзя утверждать, что Добро и Зло поделили сферы влияния в этом мире, где-то царит Добро, а где-то Зло. Другой вопрос, в одних местах, в одних сферах мира Зло может проявиться сильнее, в других — слабее. Но не существует изначально добрых и злых частей целостного мира, как не существует изначально больных органов у здорового от рождения человека. Зло появляется на определенном этапе развития мира и через заданный срок будет уничтожено. И если в данный момент болезнь прогрессирует, захватывая все новые и новые органы, это совсем не значит, что она — неотъемлемая часть организма. И тем более неправильно было бы становиться на ее сторону, помогать ей разрушать организм, оправдываясь тем, что так устроен мир. Тот, кто сильнее, особенно только в данный момент и в данном месте, не всегда прав. Кстати, пример с вирусом не столь уж далек от действительности, как может показаться. Болезни человека — следствие действия на него сил Зла на уровне физического тела.

 

Любая вирусная система, как и система Зла в целом, предельно централизована. Несмотря на то, что на первый взгляд отдельные очаги болезни в различных органах самостоятельны, тем не менее они связаны жесткой структурой, раз и навсегда установленной системой. В любой системе, в которой есть замкнутость, детерминированность, заданность, подчинение низшего высшему, неизменность структуры, — везде мы находим отражение системы Ангра-Майнью. Пример на уровне общества — бюрократический аппарат, тоталитарное бюрократическое государство. Эгоцентризм, жесткая система, паразитизм и, конечно, ложь, обман ради своего сохранения и расширения своего влияния — таковы характерные признаки вирусной системы. Форма власти не имеет никакого значения. Сегодня они называют себя так, завтра — иначе, мимикрируют, прикрываясь самыми святыми для народа понятиями, но сущность остается неизменной — такова система Зла.

 

Не следует, однако, упрощенно понимать так, что Добро — это гармоничная неизменяемая целостность, застывшая совершенная система, а Зло — любое нарушение этой незыблемой целостности. Мир не стоит на месте, существует естественный процесс его эволюции (возвращаясь к рассмотренной аналогии, человек растет, развивается физически и умственно). При этом неизбежно разрушается что-то старое и создается нечто новое, более совершенное. Такое разрушение с последующим восстановлением на более высоком уровне (по спирали) — неотъемлемая часть эволюции мира, которая невозможна без выхода за пределы замкнутой целостности и которой совершенно не нужно Зло. Сохранение и разрушение, хаос и космос здесь тесно связаны между собой. Зло характеризуется именно тем, что препятствует этому процессу гармоничного развития мира. Злу, в свою очередь, также присущи как сохранение, так и разрушение. Но принципиальное отличие Зла от Добра состоит в том, что здесь хаос и космос четко разделены. Система Зла признает сохранение, гармонию, целостность только для себя. Себя она всегда стремится поддержать неизменной. А вот для своего окружения система Зла несет хаос, беспорядок, разрушение, полное уничтожение. Именно за счет разрушения организма, на котором она паразитирует, система Зла, вирусная система поддерживает свое существование, свою жесткую законченную структуру.

 

В Авесте выделяются три формы Зла, три его ипостаси, три возможных проявления, которые соответствуют трем формам созданного Творцом триединого мира (Меног, Гетиг, Ритаг). Миру Духа, миру идеальному, невоплощенному, высшему миру, миру Меног соответствует сам Ангра-Майнью, как верховный принцип Зла. Он выступает в этом случае как Люцифер — похититель света, присваивающий себе роль источника света, Добра, роль Творца. Миру воплощенному, проявленному на физическом уровне, миру Гетиг соответствует демоница Аз (или Аза). Наконец, миру души, миру, осуществляющему связь между мирами Меног и Гетиг, поддерживающему равновесие между ними, миру Ритаг соответствует демоница Друдж. Каждая форма Зла действует в своем мире, но вместе они делают одно общее дело — разрушают мир, паразитируя на нем.

 

На уровне человека миру Меног соответствует дух — частица божественного огня, божественное начало в нас (одно из основных проявлений его — совесть). Миру Гетиг соответствует физическое тело человека, а миру Ритаг — душа, то есть то, что связывает нас с высшим миром. Поэтому Ангра-Майнью поражает дух человека, Друдж — его душу, Аза проявляется на физическом уровне, уничтожая в конце концов материальное тело человека. Первым обычно вступает в дело Ангра-Майнью, как верховный принцип Зла, оскверняющий дух человека. В результате пробуждения люциферианского начала, человек противопоставляет себя миру, осознает себя одиноким, а мир — враждебным ему, тем самым делает духовный выбор в сторону Зла, а затем — признает Зло доминирующим началом, ставит дьявола на место Бога, отрицает совесть, прощает себе все грехи, называет себя центром Вселенной, объявляет войну Богу (или отрицает его существование вообще). Это первичное, еще не зримое, не проявленное Зло, возможно, не осознаваемое до конца самим человеком, это шаг к Злу в форме идеи.

 

Но на помощь Ангра-Майнью спешит уже его порождение, его верная помощница Друдж, поражающая душу человека, выступающая как обольститель, демон-искуситель. Друдж в переводе с авестийского означает «ложь». Человек, которого поразила Друдж, обманывает себя и других, он не считает себя злодеем, но прикрывает свои истинные цели лживыми рассуждениями и доводами, всячески оправдывает свои неправедные поступки высокими целями и неблагоприятными обстоятельствами. Таким образом, на этом этапе Зло уже пустило корни в душе человека, вирус Зла начал свою разрушительную работу уже в проявленном мире, но Зло еще скрывает свою истинную природу, маскируясь, приспосабливаясь и видоизменяясь.

 

Наконец, человека, идущего все дальше по пути Зла, поражает Аза, действующая на физическом уровне. Человек при этом становится истинным служителем Зла, живым роботом, рабом, зомби, имеющим человеческую оболочку, но действующим исключительно по указке Зла. До этого уровня падения доходят немногие, это, так сказать, путь избранных, гораздо чаще мы сталкиваемся с проявлениями Друдж. Человек, пораженный Азой, уже не прикрывается ложью, он может делать Зло, не ведая ни малейших сомнений (его совесть молчит), он не может не делать Зла (так как лишен своей воли), он не получает поддержку светлых сил (душа его поражена), и, наконец, злые дела доставляют ему удовольствие. Сам себя он, естественно, не считает зомби, так как ему оставлено ощущение, что он сверхчеловек, который может делать все. Чаще всего оправданием своих поступков такой человек считает стремление к высшей цели, к установлению идеального мироустройства с обязательным разрушением всего существовавшего до сих пор, для достижения чего все средства хороши. При этом он искренне верит в это в отличие от служителя Друдж, он по-своему честен, верен своим убеждениям. Ему кажется, что все разрушения, которые он сеет, — это только подготовка к дальнейшему созиданию «правильного» мира, ради которого можно пожертвовать всем на свете, в том числе и собой. Истинного служителя Азы отличает ненависть ко всем проявлениям жизни, он сеет вокруг себя хаос, бессмысленное разрушение, бесцельное уничтожение людей, животных, растений, земли, природы в целом. То есть его используют силы Зла для уничтожения проявлений физического мира, на чем они укрепляются, но самого его до поры до времени не уничтожают. И только после смерти путь истинного служителя Зла — в ад, к полному разрушению его материальной сущности. Вот такой путь может пройти каждый человек, сделавший выбор в сторону Зла. Прекрасно описано это в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского (только там Раскольников сумел вовремя остановиться).

 

В психологии среднестатистического человека Аза проявляется как страх. Надо сказать, что страх в любом виде — это всегда помощник сил Зла. Когда человек боится чего-то, в его воображении разыгрываются именно те ситуации, которых он опасается. Таким образом он моделирует эти ситуации и притягивает их к себе. Многим людям приходилось сталкиваться с тем, что происходят именно те события, о которых они все время думали, которых боялись, хотя для них, казалось бы, не было видимых причин. Не обязательно подобные события являются следствием предчувствия, нередко происходит притяжение неприятностей посредством их моделирования. Кстати, авестийской традиции совершенно чуждо такое понятие, как «страх божий». Как можно бояться источника света и Добра, Творца нашего мира? Человек должен любить Бога, стремиться к нему, а не бояться его, так как Зло не может исходить от Бога. Страх же предполагает отстраненность от того, кого боишься, противопоставление себя ему, стремление скрыть от него свои проступки, даже ненависть к нему, но только не любовь. Если человек боится Бога, значит, он уже утерял верные ориентиры, душа его поражена Злом. Современное представление о том, что человек — раб Бога, которому нужно бояться Божьей воли, было внесено в христианство Блаженным Августином (бывшим манихеем) и противоречит самому духу изначального христианства. Зороастризм вообще осуждает рабство в любой форме.

 

Однако вернемся к рассмотрению форм Зла. Итак, Аза связана со страхом, но основное проявление Азы — это страх не как опасение, переживание, тревога, а то, что называется первобытным, животным страхом, всепоглощающий ужас перед полным уничтожением, парализующий волю человека. Под действием этого страха человек готов на все, он может сделать все, что ему прикажут. В соответствии с Авестой, даже Друдж боится Азы. На уровне макрокосмоса проявление Азы — это Черные дыры Вселенной, антимир, аннигилирующий свет, материю и даже время, это настоящая адская бездна. Но как бы Аза ни пыталась отделить дух от материи, уничтожить божественное начало она не может. Дух, как проявление первозданного космического огня, неуничтожим.

 

Что же касается Друдж (Ложь), то она является основной, наиболее распространенной формой проявления Зла в воплощенном мире. Именно к ней в наибольшей степени применима аналогия с вирусом. Точно так же, как вирус, Друдж, а точнее дух Зла Ангра-Майнью в виде Друдж, скрытно внедряется в целостный мир. Демон лжи принимает самые различные формы, мутирует, видоизменяется, скрывается под самыми различными (порой очень привлекательными) масками, действует исподтишка и никогда не признает себя Злом в отличие от откровенного, неприкрытого и концентрированного Зла без маски — Азы. Человек, пораженный Друдж, сделав гадость, часто мучается, но быстро успокаивает свою совесть лживыми доводами и оправданиями. В нашем переходном мире практически все люди в той или иной степени поражены Друдж. Точно так же как существует четыре основных типа вируса, выделяются четыре ипостаси Друдж, четыре ее основных проявления.

 

Первый тип вируса — это вирус-взломщик, самый грубый и примитивный. Он пробивает оболочку клетки, похищает часть ее протоплазмы и ретируется до того, как против него заработают защитные механизмы клетки. Это первичная форма Друдж: если ей не удается обмануть, она берет захватом, наскоком и тут же исчезает с места преступления.

Второй тип вируса — это вирус-вампир. Он проникает в организм, присасывается к оболочке клетки и по возможности незаметно питается ее содержимым, пока его не обнаружили, после чего скрывается. Это уже более сложная (хотя еще и примитивная) форма Друдж. Здесь уже есть желание скрыть свои намерения, не уничтожать клетку до поры до времени, а паразитировать на ней.

Третий тип вируса — это раковый вирус, который гораздо опаснее первых двух. Он проникает внутрь клетки и заставляет ее ускоренно делиться, в результате чего происходит неконтролируемое разрастание клеточной ткани, изменяется ее структура.

Четвертый тип вируса — это очень опасный, так называемый медленный вирус. Он разрывает ДНК клетки, встраивается в спираль вместо одной из цепей нуклеотидов и ведет себя очень скрытно, его практически невозможно обнаружить. Пока клетка сильная, вирус не проявляется, но как только она начинает слабеть, вирус внедряется в ядро клетки и заставляет ее воспроизводить новые вирусы вместо клеток. Это самая опасная, самая неразличимая форма Зла.

 

Перечисленные четыре формы Друдж могут проявляться на самых разных уровнях. В частности, в соответствии с этими сценариями могут действовать и люди, пораженные Друдж (демоном Лжи и коварства).

 

Таким образом, Зло в нашем мире — это совокупность злых дел, злых слов, злых мыслей за все время существования воплощенной Вселенной, появившихся вследствие неправильного выбора. Зло можно представить в виде некоего энергетического центра, называемого иногда эгрегором (возвращаясь к используемой нами аналогии, Зло — болезнь в целом, а не каждый отдельный вирус, оно распространено по всему организму, хотя может наиболее сильно поражать отдельные органы). Зло не пассивно, оно формирует вполне реальные силы, воспринимаемые часто человеком как «высшие силы», целью которых является всемерное расширение влияния Зла. Увеличить количество Зла может только неправильный выбор тех сущностей, которые имеют свободную волю. То есть каждый человек может увеличить количество Зла в мире.

 

Исходя из этого, важнейшими задачами человека являются служение Добру и борьба со Злом. Однако, чтобы бороться со Злом, нужно четко уяснить, где находится граница между Добром и Злом. Все учения по-разному проводят эту границу (в явном или неявном виде). Реально же эта граница проходит не между расами (как утверждает расизм), не между народами (национализм), не между странами (ложный патриотизм), не между группами людей, поддерживающими ту или иную идею, не между имущими и неимущими (марксизм-ленинизм) и даже не между отдельными людьми (наиболее распространенное заблуждение: есть люди однозначно хорошие, например я, и есть плохие). Конечно, группы людей (например, последователи одной религии) тоже имеют свою судьбу, свои взаимоотношения с Добром и Злом, сформировавшиеся вследствие прошлого выбора, и свою ответственность за этот выбор. Члены таких групп, вступая в них, берут эту ответственность на себя. Однако изначально граница между Добром и Злом проходит через сердце каждого человека, через его душу. Совершенно прав А.И.Солженицын, отметивший это в одной из своих статей.

 

Вообще надо сказать, что стремление людей объединиться в группы, особенно в группы с жесткой внутренней организацией, часто объясняется тем, что они хотят переложить на других (на лидеров этих групп) часть ответственности за свои поступки, а также хотят иметь право переступать некоторые моральные нормы, объясняя это интересами группы. В большинстве случаев в наше время человек, выступающий как отдельная личность, оказывается моральнее, чище, лучше, чем тот же или другой человек, выступающий как член группы, какие бы цели данная группа ни провозглашала.

 

Итак, граница между Добром и Злом проходит через каждого из нас. В каждом из нас есть и Добро, и Зло вследствие нашего прошлого выбора. И у каждого из нас есть возможность сместить эту границу в ту или иную сторону. Любая другая позиция, если подумать, является аморальной и ведет к двойной морали: для «своих» и для «чужих» («своим» мы прощаем любые злые дела, потому что они свои, «чужим» — никогда: они враг, и что бы они ни делали — это однозначно плохо). Таким образом, практически не встречается людей, полностью поборовших в себе Зло, а также истинных, стопроцентных служителей Зла. Поэтому прежде всего человек должен бороться против Зла в своей душе.

 

Может возникнуть вопрос «А как же тогда Заратуштра, Иисус Христос, другие изначально светлые сущности?» Даже они, воплотившись на Земле, в нашем земном мире, должны были пройти через искушения силами Зла (вспомним описанное в Евангелиях искушение Иисуса дьяволом в пустыне). Из зороастрийских текстов известно также о преследовании Заратуштры семью братьями-колдунами.

 

В некоторых идеологиях, особенно последнего времени, абсолютизируются такие понятия, как коллективизм и индивидуализм. Их часто рассматривают даже как Добро (коллективизм) и Зло (индивидуализм). Здесь наблюдается обычное в таких случаях выпячивание значения одной из сторон действительности и противопоставление ее остальным сторонам. В данном конкретном случае предполагается, что все, отвечающее интересам более или менее больших групп людей (от маленьких коллективов до всего народа страны), однозначно гораздо выше того, что отвечает интересам отдельной личности. И эти последние всегда должны приноситься в жертву во имя интересов большинства. Многим такое утверждение кажется очень привлекательным, но, если вдуматься, оно глубоко ошибочно.

Рассматриваемые понятия не являются ни проявлением Добра, ни проявлением Зла, однако в принципе они имеют очень большое значение. Понять отношение к ним авестийского учения помогает символ свастики, имеющий глубокое сокровенное значение. На одном из уровней рассмотрения свастика — это символ эволюции мира и человека. Причем существовало две свастики: правая и левая. Та, которую взяли себе в качестве эмблемы государства фашисты и которую рассматривали в качестве возможной эмблемы пришедшие к власти большевики, обозначала направление вращения против часовой стрелки и соответствовала эволюции мира в целом. Зеркальная к ней свастика обозначала направление вращения по часовой стрелке и соответствовала эволюции личности. При этом считалось, что ни одна из свастик не должна преобладать над другой, свастики должны находиться в динамическом равновесии, то есть развитие мира в целом и развитие личности должны гармонично сочетаться. Поэтому один из сокровенных символов зороастризма — двойная свастика, включающая в себя как правую, так и левую свастики. Если в основу построения общества берется свастика против часовой стрелки, то это приводит к диктатуре, к тоталитарным режимам, считающим людей винтиками, стирающим яркие личности, подчиняющим все единому неизменному порядку, замкнутым внутри себя самих. Если же в основе общества лежит другая свастика — по часовой стрелке, — наблюдаются безудержная анархия, полное пренебрежение чужими интересами, эгоизм, брожение умов, разгул преступности. Можно ли один из этих вариантов безоговорочно предпочесть другому? Конечно же, нет: и то, и другое плохо. Все должно находиться в равновесии, хотя в реальности часто наблюдаются перегибы из стороны в сторону, что хорошо прослеживается и в давней, и в недавней истории. Проявляются эти свастики и на уровне каждого отдельного человека. В зависимости от того, на какую из них больше ориентируется человек, он может, с одной стороны, быть безынициативным, послушным человеком толпы, ставящим превыше всего волю большинства, не имеющим своего мнения, а с другой стороны — не учитывающим интересов окружения, живущим только по своим желаниям черствым эгоистом. Здесь крайности неприемлемы, в человеке свастики должны быть уравновешены.

символ зороастризма — двойная свастика

 

Однако вернемся к теме этой главы. Почему же создатель мира Ахура-Мазда не подавляет, не ликвидирует Зло сразу при его появлении, почему немедленно не карает людей за неправильный выбор, не защищает их от Зла? Свобода выбора, данная людям, и обязанность нести за него ответственность предоставляют им возможность получить прививку против Зла, закалиться и развиться в борьбе с ним (если они не умеют еще делать правильный выбор), чтобы приблизиться к Творцу. Об этом же говорил Иисус Христос «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный» (Матф. 5,48). Этот путь борьбы со Злом был избран духами-хранителями людей еще в самом начале создания мира. В Авесте об этом сказано следующее. Ахура-Мазда спросил фравашей (небесных прародителей) человечества «Что кажется вам наиболее продвигающим вас вперед, когда я представлю вас этому миру? То, что вы будете состязаться в своей телесной форме с дьяволом, и дьявол погибнет, и в Конце я снова приготовлю вас для совершенства и бессмертия, и в Конце я верну вас обратно в мир? Или то, что вы всегда будете нуждаться в защите от разрушителя?» «И тогда духи-хранители людей пришли к единому мнению с всеведущей мудростью: о продвижении мира через Зло, которое находит на них в этом мире от дьявола Ахримана, о становлении их в конце концов снова не подверженными нападкам — преследованию врага, совершенными и бессмертными в будущем существовании навечно и навсегда». Если вернуться к использованной нами аналогии, болезнь побеждается в результате мобилизации и развития внутренних защитных сил организма в целом и каждой отдельной клеточки его в частности.

 

Знание природы Зла и особенностей его проявления позволяет ответить на многие вопросы, имеющие чисто практическое значение. Например, можно ли отвечать Злом на Зло? Или, в более общем случае, верно ли, что благая цель оправдывает любые средства? Ответ на этот вопрос очень прост: если для достижения благой цели или для уничтожения какого-то проявления Зла применяются методы Зла, то это приводит в лучшем случае к сохранению общего количества Зла в мире. В худшем случае (самый распространенный вариант) — количество Зла возрастает. Именно так, по-видимому, надо понимать слова Иисуса Христа, донесенные до нас Евангелиями, о том, что если тебя ударят по одной щеке, подставь другую (то есть нельзя бороться против Зла методами Зла), а совсем не так, что бороться со Злом не надо вовсе.

 

Следующий вопрос: достаточно ли самому не совершать злых дел, не участвовать в активном распространении Зла? Конечно же, это первично и архиважно, но этого недостаточно: ведь если Злу не мешать распространяться, то общее количество Зла в мире возрастет и хуже будет всем, в том числе и тем, кто сам злых дел не совершает. Авестийская традиция считает грехом не только активное распространение Зла, но и пассивное пособничество этому распространению. В мире, зараженном Злом, нельзя быть бесхребетным добряком. Доброта и благо — разные вещи. Нельзя быть добрым к любому мерзавцу, позволять ему безнаказанно подниматься, набирать силу, творить Зло. Даже невольно нельзя помогать Злу, самоустраняться от борьбы с ним, закрывать глаза на его активное проявление. Иначе вы становитесь соучастником преступления, хотя ваша ответственность, конечно, не столь высока, как у творящего Зло.

 

Еще один вопрос: можно ли заставить силы Зла работать на себя? Человек, обращающийся к помощи сил Зла для причинения вреда другим людям или для принуждения других людей, считает, что поставил эти силы себе на службу. На самом деле как раз наоборот – это силы Зла используют его. Игры с силами Зла ни к чему хорошему привести не могут. Человек никогда не выйдет из них победителем, потому что он не знает правил этой игры, игры темных сил, в которой они всегда побеждают, что бы ни казалось при этом человеку. В конечном счете такой человек может полностью перейти на службу Злу, стать живым роботом, зомби, лишенным права выбора.

 

Отдельные служители Зла не имеют своей воли, они жестко подчинены единому центру. Поэтому они не могут бороться друг с другом. Об этом же — слова Иисуса Христа: «Как может сатана изгонять сатану?» (Марк. 3,23). Казалось бы, есть обратный пример: известен такой метод лечения сифилиса, как заражение больного малярией. Но здесь излечение происходит не из-за самой малярии, а вследствие мобилизации защитных сил организма, повышения температуры тела (кстати, в любом случае нельзя без крайней необходимости сбивать температуру больного — это организм сжигает болезнь). Если запас сил человека достаточно велик, то он побеждает обе болезни вместе, если же нет — он может умереть. То есть и в этом случае Зло не борется со Злом. Несмотря на то, что внешне иногда кажется, что одно Зло уничтожает другое, нередко это просто замена одной маски Зла на другую, устаревшей и ненадежной на новую и пока еще привлекательную. Результат такой борьбы — сохранение общего количества Зла или даже незначительное его уменьшение, но с гораздо большими возможностями дальнейшего развития, укрепления и усиления. Даже при столкновениях отдельных людей — служителей Зла часто страдают ни в чем не повинные люди, то есть количество Зла в мире растет.

 

И если кто-то с кем-то борется, это совсем не значит, что один из них обязательно служит Злу, а другой — Добру. Обычно Злу служит именно сам факт борьбы на уничтожение. Кстати, если человек видит перед собой два, казалось бы, противоположных пути, это совсем не значит, что один из них — путь Добра, другой — путь Зла. Из двух путей часто бывают оба хуже. Тогда надо поискать третий путь или, может быть, стоит пока не предпринимать ничего. Создание таких ситуаций — один из любимых приемов сил Зла.

 

Понимание сути Зла позволяет сделать вывод о том, что любая сторона жизни не является хорошей или плохой, чистой или грязной изначально. Хорошей или плохой ее делает человек, имеющий право выбора между Добром и Злом. Что бы мы ни взяли, любовь, семью, дружбу, искусство, науку, технику и т.д. — все это человек может возвысить, поставить на службу Добру, организовать в гармонии с миром, а может осквернить и сделать оружием Зла. Именно поэтому для зороастризма нет запретных, низких, неприличных, недостойных тем. Он не парит в высотах чистого духа, являясь, пожалуй, самой земной из всех религий.

Здесь стоит упомянуть также о том, что технический прогресс, развитие техники зороастризм не считает безусловным Злом, которое должно быть искоренено. Техника может быть использована как средство укрепления мира, а может — как средство его разрушения. Это зависит от человека. Другое дело — абсолютизация ценности техники, стремление полностью заменить человека, оставив ему роль обслуживающего персонала. Очень многое человек может сделать сам, без помощи технических средств, которые часто только мешают, отупляют и уводят в сторону. Достаточно вспомнить о медицине: в развитых странах для диагностики используются сложнейшие компьютерные системы со своим техническим и медицинским персоналом, а тибетские целители ставят диагноз по пульсу гораздо быстрее и без всякой техники (правда, этому искусству учатся в течение многих лет). Результаты диагностики и дальнейшего лечения обычно не в пользу техники. Так, может быть, стоит направить развитие именно по этому пути? Ведь уникальные способности, заложенные в человеке, сейчас остаются невостребованными.

 

Что нужно делать, чтобы успешно бороться со Злом? Как уже отмечалось, у Зла есть две руки: ложь и страх. Противостоять им можно, обладая двумя мечами: знанием (против лжи) и силой (против страха). При этом имеются в виду не только и не столько обыденные знания, получаемые нами в семье, школе, институте и т.д. Прежде всего, это знание о том, как устроен мир, знание о природе Зла и его проявлениях. Однако одних знаний, даже самых глубоких, недостаточно. Необходима сила, и физическая, и прежде всего духовная. Сила, позволяющая победить страх, и в конечном счете само Зло. Впрочем, сила без знания — губительна. Следовательно, важно и то, и другое. Но самое главное, что позволяет бороться с самим изначальным Злом, с Ангра-Майнью, что не дает возможности Злу поразить человека, а человеку сделать первый шаг ко Злу, — это вера. Вера, которая представляет собой глубокое внутреннее убеждение в единстве мира, в извечном противостоянии Добра и Зла, в конечной победе Добра. Вера — это то, что позволяет человеку ощутить свое единство с Творцом, отказавшись от противопоставления себя целостному миру. Если у человека есть вера, то он не сделает духовный выбор в сторону Зла, Зло не сможет войти в него, так как в данном случае подобное притягивается только к подобному. Вера дает человеку возможность опираться на поддержку высших сил, но к вере еще нужно прийти.

 

Вообще в зороастризме огромное внимание уделяется знанию. Многие другие религии требуют верить, а не познавать, считают, что практически все, относящееся к религии, непознаваемо, и даже вредно пытаться проникнуть разумом в суть мировоззренческих вопросов. Например, широко известны высказывания авторитетных христианских теологов: «Верую, потому что абсурдно» (Тертуллиан) или «Верую, чтобы понимать» (Блаженный Августин). Аналогичные принципы встречаются и в других религиях. Чаще всего за этим скрывается утрата древних знаний, отрыв от корней, неспособность священников сколько-нибудь разумно объяснить многие положения религии и явления жизни.

 

Вера, не подкрепленная знаниями, оказывается зачастую очень хрупкой, непрочной, какой бы она ни казалась непоколебимой. Ведь любое, даже незначительное событие, пусть даже только внешне противоречащее вере, может в этом случае привести к сомнениям, а потом и к полному крушению веры, к неверию ни во что. Особенно часто такое бывает в случае веры в какого-нибудь «непогрешимого» учителя или в «строго научную» теорию, но в этих случаях крушение веры даже желательно, хотя и очень болезненно. Сейчас нередко можно услышать, что главное — это иметь веру, причем неважно во что, нужна, мол, цель в жизни, а какая это цель — не имеет значения. Но сатанисты твердо верят, что дьявол всесилен, маньяк-убийца не сомневается в своем праве убивать людей, многие воры убеждены, что имеют право брать все, что им хочется. От этого они не становятся лучше, не становятся более достойными уважения за свои твердые убеждения. Если говорить о встрече с убийцей, то, наверное, любой человек предпочтет сомневающегося, рефлексирующего, колеблющегося преступника, которого что-то может остановить в последний момент, а не непреклонного, убежденного в своей правоте и непоколебимого борца за свои идеалы. Итак, многое зависит от того, во что верить. Более того, самые большие негодяи в истории человечества всегда имели цель и делали все для ее достижения, не останавливаясь ни перед какими преступлениями. Понятно, что утрата ими и их последователями веры или того, что они называли верой, — это благо, разрушение иллюзий и возвращение на правильный путь. Но и слепая вера в Бога тоже часто не выдерживает столкновения с действительностью. Особенно это касается убеждения в том, что все происходит только по воле Бога. Сталкиваясь с несправедливостью, в первую очередь по отношению к самому себе, слепо верящий человек часто не может объяснить, почему Бог допускает это, и может прийти к мысли о том, что Бога нет. Очень часто силы Зла специально устраивают подобным людям двусмысленные ситуации, тщательно скрывая, впрочем, свое истинное лицо.

 

В зороастризме предполагается приоритет знаний и только потом — вера как результат сознательного свободного выбора человека. За это зороастризм иногда называют религией здравого смысла и даже рациональной религией. Конечно, есть вещи, принципиально недоступные человеческому пониманию, есть области знаний, запретные для человека. Но то, что можно познать, нужно стараться познать.

 

Здесь же стоит остановиться на вопросе, какие книги можно читать, а какие нет? Многие религии запрещают читать те или иные книги, не относящиеся к их учению. Нередко при этом действует эффект запретного плода, и как следствие — ложь и лицемерие. Зороастризм считает, что если есть у человека знания об основах мира, если ему ведомы критерии истины, то можно читать все, что угодно, вреда это уже не принесет никакого. Но при этом действует еще и такой принцип: никогда не надо заставлять себя читать книги. Если не можешь — значит, ты еще не готов или эта книга тебе не нужна. Та книга, которая тебе необходима, придет к тебе именно тогда, когда она нужнее всего и читать ее будет интересно. Правда, это относится только к людям, не сильно пораженным Злом, у которых есть внутренний критерий истины.

 

Человек постоянно должен думать о том, зачем он здесь, почему с ним происходит то или иное, пытаться решать для себя вечные вопросы. Сейчас же часто наблюдается другое: в обычной, размеренной жизни люди ни над чем таким не задумываются, живут как живется, но в экстремальных ситуациях (кто-то умер, кого-то ограбили, избили, уволили с работы и т.д.) сразу возникает вопрос за что такая несправедливость? И идут в церковь, чтобы получить успокоение и жить затем, как жили прежде. Что это как не самообман, попытка перебросить на кого-то ответственность за свои мысли, слова и поступки? Мы даже не задаем себе вопрос, мы сразу хотим получить готовый ответ, на который еще не имеем права. Ответ мы должны заслужить, прийти к нему каждый своим путем, прийти к своей собственной вере. Многие люди, считающие себя верующими, на любой вопрос готовы привести цитаты из священных книг, высказывания святых, мнения авторитетов церкви, но каждый из нас должен отвечать за себя, за свою веру, за свое миропонимание сам, должен говорить о том, что он сам думает о том, суть чего он понял. И если что-то не сходится, не получается, надо честно об этом говорить, не выкручиваться, не лгать, не юлить и не замалчивать.

Если человек уверяет, что придерживается какого-то учения, некой религии, философской системы, но на просьбу изложить, свой взгляд на какую-то проблему предлагает почитать книги, познакомиться с первоисточником, ссылается на сложность вопроса, это обычно говорит о том, что он не понял сути учения. А быть может, в этом учении нет ясного ответа на данный вопрос. Очень часто учение для человека — это одно, а реальная жизнь — совсем другое. Он считает, что об учении можно поговорить на досуге, за чашкой чая, а трудная, невыносимая жизнь не дает ему возможности применять это учение на практике, и именно поэтому поступки такого человека совершенно не соответствуют его взглядам. Для зороастризма это неприемлемо: убеждения и поступки должны быть едины, и убеждения должны быть именно убеждениями, а не набором цитат.

 

Кстати, одним из важнейших факторов, объясняющих малое распространение зороастризма в наши дни, является то, что признание свободы выбора философского учения, своей религии для каждого человека делает абсолютно невозможным насильственное насаждение зороастризма и даже не поощряет активную широкую пропаганду его положений. «Если человек хочет узнать что-то — помоги ему, нет — это его проблемы, не навязывай своего мнения» — правило жизни любого зороастрийца, которое перекликается со словами Иисуса Христа: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его: ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Иоанн. 12, 47). Именно поэтому зороастрийцы всегда очень терпимо относились к другим религиям, если только в них не было отхода от принципиальных основ светлого учения. Об этом же говорит Иисус Христос «Кто не против вас, тот за вас» (Лук. 9, 50). Допускалось использование знаний зороастризма для дополнения и более глубокого понимания других религий. Вообще все веры светлого направления в сущности своей едины. Они были даны в разное время, в разных формах и разным народам для познания одного и того же Абсолюта, для разделения света и тьмы. Все они являются лишь различными вариантами реализации одного и того же пути к высшей Истине. Зороастрийцы говорили: «Есть лишь один путь — это путь Истины, все остальное — беспутье».

 

Вообще следует отметить, что человека обычно ни в чем и никогда убедить невозможно, если только он сам этого не хочет. Даже если в споре, дискуссии все доводы разума на стороне победителя, и даже если побежденный вынужден был признать себя таковым, все равно в глубине души практически всегда он будет ругать себя за несообразительность, будет обижаться на других, но своего мнения не изменит. Достаточно вспомнить известный в истории случай, когда французский академик XVIII века Делюк заявил, что камни с неба (метеориты) падать не могут, и он не поверит в это, даже если этот камень упадет у его ног. Обычно человек изменяет свои взгляды только в результате долгой и трудной внутренней работы. А если он не хочет их изменять, а его пытаются заставить это сделать, он будет цепляться за свои взгляды до конца, прибегая к самым фантастическим доводам и не веря очевидным фактам. Особенно это относится к философским, мировоззренческим, религиозным проблемам, к той области, где очевидные факты представить особенно сложно. Интересно, что даже в состоянии гипноза человеку практически невозможно внушить то, что в корне противоречит его убеждениям, если, конечно, у него таковые убеждения имеются.

 

Зло может поразить человека, войти в него в любой момент, однако наиболее уязвимым для разрушительного воздействия человек становится в так называемых пограничных состояниях. Вспомним, что и в наш мир Зло вторглось в момент перехода его из невоплощенного состояния в воплощенное. Простейшие примеры на уровне человека – переход от бодрствования ко сну и от сна к бодрствованию, а также прием пищи. Именно поэтому древний обычай предписывает молиться перед сном, в момент пробуждения, перед едой, то есть призывать защиту светлых сил. Медитация, получившая в последнее время широкое применение в самых различных целях, также является пограничным состоянием. Поэтому ее использование, особенно в отношении коллективов людей, требует особой осторожности. То же самое можно сказать о занятиях гадательными практиками, экстрасенсорном лечении, занятиях восточными боевыми искусствами, йогой. Все эти практики так или иначе приводят психику человека в особое пограничное состояние, в котором он может получить озарение, а может оказаться и под ударом темных сил.

 

Почему с людьми происходят несчастья? В соответствии с зороастрийским миропониманием, Бог никогда не насылает на человека несчастья. Все несчастья мы притягиваем на свою голову сами. Обычно человек находится под покровительством своего ангел-хранителя, позволяющего ему противостоять силам Зла. Но своими неправедными действиями, своим ошибочным выбором он может сделать себя уязвимым для внешних негативных воздействий. В этом случае ангел-хранитель оказывается бессилен, и с человеком происходят несчастья: болезни, катастрофы, иногда даже смерть. Происходит это обычно в моменты, когда Зло наиболее сильно, что может быть определено методами астрологии. Вообще вопрос о несчастных случаях не так прост, как может показаться. Простейший пример: поливая цветок на подоконнике, вы неосторожно роняете его за окно и убиваете им прохожего. Вполне возможно, что таким образом вашими руками высшие силы убрали этого человека, так как он это заслужил (причем это могут быть как светлые силы, убирающие негодяя, так и темные силы). Но из этого совсем не следует, что вы не должны придавать данному событию никакого значения: вас для этой роли тоже выбрали не случайно, вы тоже заслужили вовлечение в это происшествие, ваше отношение к нему вам тоже зачтется.

 

Говоря о счастье и несчастье, везении и невезении, надо помнить о следующем, если человек делает только первые шаги в сторону Зла, если он еще достаточно чист, то, как уже отмечалось, с ним начинают происходить несчастья, так как силы Зла пользуются ослаблением влияния ангел-хранителя. Но если человек уже бесповоротно встал на путь Зла, сделался его служителем, то он попадает под защиту сил Зла. Пока он им нужен, ему будет во всем везти, он будет чувствовать себя хорошо и комфортно. Но в данном случае все это — исключительно за счет других, за счет разрушения окружающего мира (ведь силы Зла ничего не создают, а только используют в своих целях уже созданное). В случае же, когда человек встает на путь исправления, начинает бороться со Злом в себе, силы Зла начинают препятствовать этому и насылать на него несчастья и болезни. Войти в среду Зла очень просто, а вот выйти из-под влияния темных сил крайне сложно. Как правило, исправление закоренелого преступника приводит его к летальному исходу. Так что в данном вопросе все не так просто.

 

На протяжении всего существования зороастризма появлялось множество лжеучений, ставивших под сомнение те или иные его положения. Большая часть их не дошла до нашего времени, но одно учение, хотя и не сохранилось в чистом виде, пережило века. Речь идет о манихействе, учении лжепророка Мани, жившего в Персии в III веке нашей эры (интересно, что в «Философском энциклопедическом словаре» 1983 года издания нет статьи, посвященной зороастризму, зато есть статья, посвященная манихейству, не вскрывающая, впрочем, его сути и не осуждающая его). Мани был не просто лжепророком, но гениальным лжепророком, и поэтому, хотя его учение трудно назвать целостным и до конца непротиворечивым, отдельные положения этого учения использовались последователями самых разнообразных религий и философских систем.

Мани сформулировал практически все возможные искажения зороастрийского учения, и если бы потребовалось найти учение, полностью противоположное зороастризму, то манихейство (или манихейская ересь) было бы вне конкуренции. Рассмотрим его основные положения.

1. Добро и Зло, Бог и дьявол реально существуют, и равны между собой. Бог нас награждает, а дьявол нас испытывает. Это две непреодолимые силы, и человек не может уничтожить Зло, а поэтому должен молиться и тому, и другому добрыми и злыми поступками. Можно грешить, но необходимо и каяться. Иначе обидишь или того, или другого. Таким образом, человеку позволено все.

2. Зло в мире необходимо для того, чтобы лучше проявилось Добро. Как тень нужна свету, чтобы свет был заметней, так дьявол нужен Богу. Поэтому к Злу следует относиться нормально, позволять ему проявляться, чтобы более полно осознать Добро.

3. То, что для нас, в земном мире, хорошо, то для Космоса, для Бога плохо, и наоборот. Если мы здесь делаем Добро, то там — Зло. А Зло — там Добро (как вариант; Добро и Зло существуют только здесь, в Космосе же такого деления нет).

4. Наш материальный мир находится в страдании, он несовершенен, а значит, он создан дьяволом. Разве мог Бог создать такой несовершенный мир? Конечно, нет. Значит, материя создана дьяволом. Чтобы человеку вырваться из этого мира, нужно уничтожать его материальную сущность и освобождать таким образом свою бессмертную душу. Например, умерщвлять свою плоть, заканчивать жизнь самоубийством (из истории известны случаи массового самоубийства последователей манихейства). Но можно и иначе — предаваться разврату, пить, гулять — и таким образом якобы освободится чистая душа, полетит к Богу. Наконец, есть еще один путь — распространять учения, призывающие к разрушению мира (это уже путь для идеологов).

 

На самом же деле мир целостен, он не может быть расколот, а Зло — это следствие изначального свободного выбора каждого человека. Именно против этого выступал Мани. При этом он говорил, что не важно, как верить, а важно, во что верить. Можно следовать любой религии, но главное исповедовать равенство Добра и Зла, Бога и дьявола.

 

Отдельные положения манихейства встречаются сейчас во многих учениях, даже если их пророки и не знают или не говорят про Мани. Манихейство глубоко повлияло на исламских мистиков, оставило след в христианстве. Так, Блаженный Августин, бывший в свое время одним из иерархов манихейства, но затем якобы оставивший его, утверждал, что Зло необходимо для лучшего проявления Добра. К манихейству, в конечном счете, сводится и известное положение о том, что цель оправдывает средства. И хотя учение Мани было разоблачено еще при его жизни, а его самого казнили (кстати, напрасно — сделали его жертвой и дали таким образом дополнительный стимул к распространению учения), дело его до нашего времени живет и очень часто, к сожалению, побеждает. Гениальность манихейства (недаром зороастризм рассматривает Мани как одного из предтеч антихриста) позволяет использовать его как довольно универсальный критерий для оценки того или иного учения. Если в этом учении встречаются приведенные выше постулаты Мани, можно смело сказать, что оно ложно и не приведет вас к свету.

Пишущие манихейские жрецы с надписью на согдийском языке. Свиток из Таримского бассейна

Другой критерий ложности учения — лишение человека изначальной свободы выбора. Если учение требует от своих приверженцев отказа от земной жизни, фанатичного служения ему, передачи учителю своего состояния, требует суровой кары вплоть до смерти для отступников, призывает к уничтожению не поддерживающих его людей, то есть смысл серьезно усомниться во всем этом учении в целом.

 

Наконец, третий критерии — чрезмерное возвеличивание учителя, пророка, объявление его святым, даже самим Богом. Нельзя создавать себе кумира на Земле, фокусироваться лишь на личности одного пусть даже очень знающего учителя. Вспомним, даже Иисус Христос, Спаситель, никогда не называл себя Богом, а всегда Сыном Человеческим. Учитель, позволяющий себя возвеличивать, присваивающий себе черты Бога, — это лжеучитель, даже если то, что он говорит, кажется очень привлекательным.
 

Настоящий учитель должен всегда трезво оценивать свою личность и всячески разрушать легенду о своей непогрешимости. Он обязан охранять право свободы выбора своих учеников, даже если они очень хотят эту свободу потерять, переложив на учителя всю ответственность за принятие собственных решений.

 

Кстати, не стоит обольщаться так называемыми сверхспособностями некоторых учителей, которые они нередко объявляют признаком богоизбранности. То, что сегодня считается сверхспособностями, раньше считалось лишь высоким уровнем развития духовного потенциала. Просто в настоящее время методики развития сверхспособностей во многом утеряны. Никакие выдающиеся способности не являются ни хорошими, ни плохими по своей сути, как не может считаться хорошим или плохим, например, зрение. Это дар божий, но как человек распорядится этим даром, зависит от самого человека, от его свободного выбора. Очень часто, наоборот, проявление уникальных способностей (естественно или искусственно) приводит человека к греху гордыни, к возвеличиванию себя и принижению роли высших сил, что в конечном итоге способствует духовному выбору в сторону Зла.

Но вернемся к зороастризму. Будет ли Зло существовать всегда? Нет, еще при создании Вселенной Злу был положен временной предел. Сейчас заканчивается эра смешения Добра и Зла. Приближается новая космическая эра — эра разделения Добра и Зла (в Авесте — Визаришн). В 2008 году наступает этап перехода к новой эре. К сожалению, в обозримый исторический период нередко торжествовало Зло, оно сгущалось, распространялось, усиливалось, увеличивало сферу своего влияния. Сейчас оно достигло максимальной силы: мир подошел к порогу самоуничтожения. Но приближается время размежевания, разделения света и тьмы и замыкания Зла в самом себе. К концу эры разделения Зло будет полностью уничтожено. Именно это описывается в христианской традиции как «Страшный суд» (в Авесте — Фрашегирд). Только этот «Страшный суд» будет тянуться миллионы лет. В последнюю эру данного этапа развития Вселенной, эру мудрости и воссоединения (в Авесте — Маздезишн), Зла уже не будет, все творения очистятся, получив по заслугам, и сольются в едином потоке…

© 2012 Астролог Галиев Альберт | Консультация и обучение астрологии| Казань | +79061121616